Чуприна- причёска древнерусских князей, запорожских казаков. И не только. Стрижки казаков


чуб-оселедец, чуприна, стрижка "под горшок". Фото, история появления, значение

Прическа казака — чуб, чуприна или стрижка "под макитру" (горшок) — это не просто элемент образа. За каждым способом стрижки стоит целая легенда. В этой статье мы поговорим об истории появления своеобразных причесок и значении их в жизни казачества.

Чуб Тараса Бульбы

Для начала давайте вспомним о том, какова была внешность одного из самых известных казаков в литературе. Тарас — это пожилой мужчина, голова его обрита, но есть чуб (оселедец). Эта прядь волос совсем седая. Бороду он бреет, но зато отрастил длинные свисающие усы. Его лицо исписано шрамами, которые он получил в бою. Как видите, один из самых яркий представителей казачества носит традиционную прическу — чуб.

Тарас Бульба

Разновидности причесок

Волосы для казаков имели особое значение. Никто не давал указаний носить казакам чуб, но для них это было знаком принадлежности к одной общине, роду, станице. Шапку воины также всегда носили, нахлобучив на одну сторону.

Давайте же разберем, какие именно прически носили казаки и в чем их отличие. Среди широко известных можно выделить такие:

  • хохол;
  • чуб "оселедец";
  • стрижка "под чуприну";
  • "скобка", прическа "под горшок" или "под арбузную корку".

Хохол

Обычай носить такую прическу был в основном у казаков-черкесов. Стрижку «хохол» делали мальчикам, которые прошли обряд инициации. После того как ребенка посвятили в воины, по краям его голову гладко брили, а посередине оставляли то, что сейчас принято называть «ирокезом». Такой хохолок и стал основанием для немного насмешливого прозвища славянских воинов. Интересно, что у живших по соседству персов слово «казак» и имело значение "хохолок".

Оселедец

Чуб "оселедец", или чуприну имели право носить только воины, которые «понюхали пороху». Это не просто прическа, а древний обряд. У норманнов, к примеру, это было посвящение в служение богу с одним глазом - Одину. Считалось, что такую прическу носил сам одноглазый владыка и все его войско. Есть документальные подтверждения тому, что воины-язычники князя Святослава Киевского носили такие же прически.

Длинный чуб казака

Как выглядел казак с чубом? Известно, что художник Репин, изображая в 1880 году казаков на одноименном полотне, явно ошибся. Если рассмотреть картину, то можно увидеть что оселедцы у казаков какие-то очень тонкие, похожие на китайские косички. К тому же они заложены за правое ухо, что было непозволительно. Есть, правда, на картине запорожцы и со стрижками "под горшок".

Картина Репина

Как выглядел оселедец?

Вся поверхность головы полностью обривалась, а над самим лбом спереди оставляли пучок волос. Он имел ширину, которая равнялась трем пальцам, и длину как минимум в три-четыре пальца и более. Некоторые казаки отращивали достаточно длинные чубы. Во время боя они развевались на ветру и устрашали противника.

Внешность казака

Прически "хохол" и чуб-оселедец было принято носить на севере Украины, к примеру на Черкащине.

Какое значение казаки придавали чубу?

Носить такую прическу казака, как чуб, имели право только бывалые воины. Считалось, что чем больше на войне прошел мужчина, тем более длинной может быть прядь волос. Таких казаков так и называли «чуприндерами». Молодые воины свои чубы подстригали.

Казачий "оселедець"

Существовал обычай закладывать казацкий чуб исключительно за левое ухо. Считалось, что на правой стороне у воина сидит ангел, а на левой черт. Вот его и смахивали запорожцы своими длинными прядями волос.

Воины, которые чтили казачьи традиции, или, как их тогда называли, традиции «низового товариства», считали чуб знаком отличия, таким же, как шпага, медаль, орден.

Некоторые историки считают, что казачий чуб в Киевской Руси был признаком принадлежности к знатному роду. До наших дней дошло описание сына княгини Ольги - Святослава Игоревича, в котором говорилось о том, что у великого полководца была лысая голова, и только на одной стороне оставался локон волос. Также у князя были длинные висячие усы и одна большая серьга в ухе. Все три признака относились к облику запорожских казаков.

Что же означает слово "чуб"? Есть версия, что оно произошло от персидского слова «чоб». Оно означает гроздь или пучок. Для казака такая прическа была визитной карточкой или паролем. Куда бы ни занесло бравых воинов, а своих они всегда могли узнать по традиционной прическе.

Кроме того, казаки считали, что в волосах есть энергетическая сила, а значит, полностью обрезать их — лишиться защиты. В народе также ходит поверье, что чуб нужен казаку, чтобы после того, как он падет на поле брани, ангел смог его поднять и отнести в рай.

Его также называли «искупительным». Существовала еще одна легенда, в которой речь шла о том, почему у казаков такая прическа. Чуб — это прядь волос, за которую Господь должен был достать из адового котла казака, поскольку человек, который убивает людей, пусть они и являются врагами, не может быть чист перед небом.

Стрижка "под чуб" или "чуприну"

Эта прическа возникла после того как татары разгромили Русь, а большая часть русских княжеских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Позже оно превратилось в Речь Посполитую, что в переводе означает «Республика Объединенная».

Прическа "под чуприну" создавалась очень просто. Шевелюра наголо обривалась надо лбом, на висках и на затылке. Часть волос размером с ладонь взрослого мужчины оставляли на макушке. Их расчесывали, равномерно распределяя по всей голове, и стригли по кругу. Складывалось впечатление, что голова полностью покрыта волосами, однако при порыве ветра, оголялся череп воина. Это делало его облик более воинственным и диким. Такую стрижку носили по большей части:

Была также разновидность этой стрижки, которая имела название "под чуб по-польски". Отличие было в том, что здесь прядь волос оставляли повыше. Прическу носили в основном паны, но, видимо, своих крепостных они стригли так же. Отсюда и взялась поговорка о том, что когда паны дерутся, то у холопов чубы трещат.

Все же "под чуб" чаще всего стриглась знать. Такую "прическу казака" носили князья, которые относились к литовскому, польскому и русскому роду.

Стрижка "под чуприну" также была актуальна и в Молдавии в 1595-1606 и позже. В это время там правил господарь Иеремия Могила. Он приходился дядей Петру Могиле. Такую стрижку предпочитал он сам, и с такими же прическами были изображены на картинах его дети, Александр и Константин. В старину Молдавия звалась Шипотской землей и входила в состав Киевской Руси. Главы государств звались господарями и все были русского происхождения. Иван Пидкова — легендарный казацкий гетман — были из рода молдавских господарей. Турки, которые, как известно, воспитывали из христианских мальчиков янычар, также стригли их "под чуприну".

Стрижка "под макитру"

Также она имела название "под горшок", "под арбузную корку". Выполнить ее было очень просто. На голову надевалась какая-то округлая емкость или та же арбузная корка. Все волосы, которые выглядывали из-под нее, остригались. Эту прическу носили по большей части казаки среднего Дона и Яика. Образ кузнеца Вакулы - яркий пример представителя казачества со стрижкой "под горшок".

Стрижка "под горшок"

Борьба царей с прическами запорожцев

Русских правителей раздражали прически казаков. Петр 1 издал указ сбрить усы и чубы. От этого можно было только откупиться крупной суммой.

Екатерина 2, которая не очень жаловала казаков, называла чубы "селедками". По-украински это звучит как "оселедець". В моде в то время были накрахмаленные огромные парики с локонами, и казаки смотрелись на этом фоне весьма странно.

Значение волос для казаков

Волосы, которые остаются после стрижки, несут информацию о человеке, поэтому с их помощью можно причинить вред владельцу. Казаки верили в это. После стрижки они закапывали их в землю, ведь часть шевелюры могла попасть к врагу, который может навести порчу на хозяина.

До наших дней дошел казачий обычай первый раз подстригать мальчика, когда ему исполнится год. В процессе участвует крестная мама, которая и стрижет малыша, и другие родственницы. Родная мама в процедуре участия не принимает.

Стрижка "под макитру"

Обычаи казаков, связанные с волосами

Когда воины хоронили друга, который был предательски убит, они вырывали из чуба по клочку волос и кидали в могилу. Это означало, что они обязательно найдут убийцу и отомстят.

У Гоголя также упоминался чуб Тараса Бульбы и проклятие. Старый отец вырвал клок волос из головы и проклял тот день, когда породил на свет божий предателя.

Но казаки знали, что Господь запрещает думать о мести, и поэтому понимали, что обрекают и себя. Если воин решил мстить, то знал, что теперь не попасть ему в рай, и что покоя ему не будет ни на том свете, ни на этом. Поэтому, наверное, и погиб гоголевский Тарас Бульба.

Далее немного расскажем о том, как казаки следили за своим внешним видом.

Традиции, связанные с внешностью и одеждой

Особое отношение у казаков было к шапкам. Потерять ее означало потерять голову. В нее зашивали иконы, а за отворот клали важные документы. Сбить шапку с головы, так же как и снять платок с женщины, — кровная обида, за которую мстили.

Казаки носили несколько видов головных уборов: папаху (шапку) или фуражку. На первую нашивались награды.

Когда казаки собирались в круг (на совет), то голосовали шапками. Шапку также закидывали во двор девушке, к которой собирались засылать сватов. Называли таких "хваленками". Девушка должна была взять папаху и положить на стол перед отцом. Если она клала ее дном вниз, то это означало, что она согласна на замужество, а если вверх, то нет.

Если казак погибал на войне, его папаху или фуражку приносили в дом и клали на божницу. Если воин решил взять в жены вдову с детьми, то он приходил к реке и кидал в нее папаху погибшего с клятвой беречь и любить его жену и защищать детишек.

По уставу, казак обязан был тщательно следить за своей внешностью. Это должно было войти в твердую привычку, поскольку на войне несоблюдение гигиенических норм могло привести к заражению и гибели.

Старший по званию мог прямо на улице остановить казака и попросить показать, насколько чисты ноги или белье бойца. Делалось это также с целью предотвращения болезней, которые в полевых условиях разносились очень быстро и могли стать причиной смерти целого полка.

fb.ru

Чуприна- причёска древнерусских князей, запорожских казаков. И не только.: mil_history

Лет двадцать назад отдыхал я с женой на турбазе под г.Запорожье в сосновом лесу, на берегу тихого Днепра. Под конец отдыха заехали в музей "Казацкой славы" о.Хортица. Как оказалось там же и погиб от рук печенегов в марте 972 и Киевский князь Святослав. Здесь же в старом Днепре был найден предположительно его меч, франкского типа 10 века.

Княжий мечМеч

Длина до метра и малый вес [около 950 граммов] был смертоносным оружием ближнего боя. Отделка рукояти, переплетенной пайкой серебряных, медных и латунных пластинок, подчеркивала статус владельца. Его стоимость тогда составляла примерно стоимость сегодняшнего Мерседеса. Простые дружинники были вооружены попроще. Печенеги перекрыли путь ладьям топлёными брёвнами и обстреляв из луков убили князя с дружиной.

Святослав2Фрагмент картины

Тогда меня поразила картина, с изображением князя. На ней он выглядел, как запорожский казак. Я спросил гида и она подтвердила, что так выглядели киевские князья. Я заинтересовался, но прояснил эту тему только недавно.

Вот как описывает Святослава византиец Лев ДиаконПоказался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга: она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. (Лев Диакон. История. IX 11. М., 1988. С. 82.) Неизвестный персидский автор 9-го века н.э. в труде «Книга границ мира» описывает русов: «народ русов воинственен. Они воюют со всеми неверными и всегда выходят победителями, среди них есть группа из моровват (рыцарей). Они шьют шаровары приблизительно из 100 гязев ткани, которые надевают и вращают выше колена...они шьют шапки из шерсти с хвостом (шлыком)». Полное описание казака в шароварах и в шапке со шлыком.

Приход хорватов 7 век.Художник Целестин Медович "Путь хорватов" 1903. (Хорваты пересилились на Балканы в 7 веке)

Нужно сказать, что у древних славян не было однородной причёски, кто стриг волосы под горшок, кто чуб, кто носил подлинее.. Но очевидно что эта причёска (Чуприна) была воинской, так легче было ухаживать за волосами в походах и не быть похожим на раба, которым брили головы и усы. В Украине её могли носить только казаки побывавшие на Сечи и "понюхавшие пороху". Таких называли- чуприндёры. Молодые необстрелянные сечевики не имели право на неё. Чуприну носят на левую сторону, там где носят ордена и саблю, за левым ухом- это знак доблести, пояснял атаман Головатый, великому князю Константину. Чуприну часто путают с причёской "Под чуб". Так попутал и художник И.Репин со своими запорожцами, и с, его лёгкой руки Целестин Медович, оставив воинам, какие-то китайские косички, почти на макушках. Да ещё и на правое ухо. Ну может, его казаки были в возрасте и лысыватые

казаки

Вся голова брилась, над самим же лбом оставлялся пучок в 3 пальца шириной и длиной от 3-4 пальцев.

Чуприндёры2

Думаю история Сечи значительно древнее, чем считают историки с 14 века. В 1054г от единой христианской апостольской церкви откололась восточная. Серьёзные трения начались уже к празднованию тысячелетия Христа даже из-за слова "Миллениум"(тысячелетие), которое Патриарх Константинопольский отказался упоминать в молитвах, было много и других расхождений... А закончилось анафемой друг- друга. Одно из обвинений выдвигаемых латинянам восточной церковью было- Брадобритие у латинян: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: „да не бреете брад ваших“ (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что (лишь) женам благопристойно этот (вид) при творении устроил Бог, мужам же судил быть несообразным (сему виду)»;До этого, русичи, кто хотел- брился и стригся. Набожный князь Ярослав (Мудрый), скорее под давлением церковников, как явствует из содержания издал (Церковный устав)-Аще кто пострижеть голову или бороду, митрополиту 12 гривень, а князь казнить.До этого, если судить по более старинному канону, заимствованному от варяжских племен, Ярослав изображался на иконах с короткой стрижкой, гладко выбритый и с и с небольшим скосом волос, очень похожим на казацкую чуприну, что было представлено как символ величия и знатности. И несмотря на такой суровый закон казаки сохранили эту причёску на столетия.

Чуприндёры1

После разгрома Руси татарами, эти законы можно было не соблюдать.. Вскоре значительная часть русских княжеств вошла в состав нового независимого от монголо- татар государства- "Великое княжество Литовское, Руское, Жомойтское и иных" А потом в союзное государство- "Речь Посполита" (Республика Обьеденённая).И никто ни там, ни там не запрещал никаких стрижек или бритья. Стрижек было много, но основными считались причёски - Под Чуб и Под Макитру.

1. "Под Чуб" стриглась так: над лбом, на висках и на затылке волосы брились, и только на макушке оставлялся с ладонь пучок круглого и длинного волоса. Эти волосы расчёсывали на все стороны и подстригали кругом- выше надо лбом и ниже на затылке. Таким образом волосом закрывалась вся бритая голова и создавалось впечатление, что она вся покрыта волосами, но когда поднимался ветер то волосы поднимались и оголялся бритый череп, от этого лицо становилось диковатым и воинственным. Причёску "Под чуб" носили в основном помещики, городские и реестровые казаки, свободные казаки и крестьяне. "Под чуб по польски" подстригался повыше. Наверное и панских домовых холопов паны подстригали так-же для красоты и чубы трещали, когда разнимали, своих дерущихся панов. Отсюда и происхождение знаменитой пословицы.

2. "Под макитру" (под горшок) стриглись так- на голову одевался горшок и всё вокруг выстригалось или выбривалось, это была самая простая стрижка, которая не требовала специальных навыков.

В тоже время причёска "Под чуприну" оставалась уделом избранных. Под неё стриглись и литовские и польские и руские князья. В Молдавии в 1595— 1606 годах правил господарь Иєремия Могила, дядя знаменитого Петра Могили. Так его, его сыновья Александр и Константин, которые тоже позже стали молдавскими господарями, на старинных портретах тоже изображены с чупринами. Молдавия в старину была частью Киевской Руси ( Шипотская земля) и вся её правящая верхушка была руского происхождения, они даже сберегли название главы государства- Господарь (Хозяин. укр) и знаменитый казацкий гетман Иван Пидкова происходил из рода молдавских Господарей.Так же турки стригли своих грозных янычар, воспитываемых исключительно из христианских мальчиков.

ЯнычарыЯнычары на тренировке.

Запорожская Сечь была своеобразной рыцарской республикой на окраине Европы, со своим уставом и законами. Если посмотреть списки сечевых казаков, то помимо украинцев там не только много поляков, немцев и татар, но встречаются даже французы, шотландцы испанцы и итальянцы. Занимались они не только набегами на татарские и турецкие города, но и брали деньги ото всех кто просил защиты. Платил, им деньги и московский царь за защиту южных границ и Турки и татары и поляки.. Широко они были известны и в Западной Европе...Вместе с Дартаньяном и мушкетёрами освобождали от испанцев крепость Дюнкерк в 30 летнюю войну(1618-1648 гг.). В то время казаки считались чуть ли не самыми лучшими наемниками в Европе. В 1645 г. Б.Хмельницкий, Солтенко и Сирко через кардинала Мазарини договорились о ведении боевых действий на стороне Франции. В отряд вошло более 2 тысяч профессионалов, которым обещали заплатить по 12 талеров каждому казаку и по 120 – сотникам и полковникам...Прибыв под крепость, казацкий флот атаковал испанские корабли, взял на абордаж а потом высадившись на берег взял и крепость, которую так долго осаждали мушкетёры.Вместе с донскими казаками составляли костяк наёмного войска лже-Дмитрия. Честь освобождения от которого так широко празднуют в России....и.т.д

Казак

Позже различия в волосяном покрове послужили основой, для взаимных прозвищ россиян и украинцев. Пётр 1, был в ярости, топал на бояр и кричал. От бритья освобождал только очень большой выкуп. Раздражал его и внешний вид, его новых поданных. Немку Екатерину вторую тоже раздражали не только запорожские казаки, но и, их причёски, во времена париков, которые она прозвала "Селёдками", по укр. Оселедець. Военное значение запорожских казаков было утрачено после взятия Крыма. Часть казачества было уничтожено, часть разогнана.. Правда было организовано "Черноморское казачество" но после взятия ими Очакова, Хаджибея и Измаила оно также было распущено и 14 тысяч казаков переселена на хорошие, но опасные земли на Кубани. Около 5 тысяч основало Задунайскую Сечь под протекторатом турецкого султана.

Я был в Румынии в украинских сёлах на Дунае весной 1991г и приятно удивился - они ничем не отличались от типичных украинских, а местная светловолосая ребятня, в отличие от румынской не бегала и попрошайничала вокруг автобуса с туристами. Нам с женой, ещё дома посоветовали набрать конфет леденцов- дюшес по 17 коп за кг, для раздачи детям и они подбежали к нам гурьбой только когда мы, их позвали и стали раздавать запаянные в целлофан пакетики по 10-12 конфет. В их речи не было никакого акцента.Осенью 1991г я не мог выбраться из Омска и взял билет поближе куда были к дому- В Минеральных Водах вообще билетов не было никуда, даже на поездах в любом вагоне и направлении на неделю. Возле касс на Ж.Д. в 22.00 царило столпотворение. Вы с Украины- спросила меня старушка лет 70 на чистом украинском языке. Помогите мне выбраться отсюда. А вы с Украины?- спросил я. Да нет, я кубанская ответила она мне. Я был удивлён, тогда история была затемнена и широко не афишировались эти переселения. В 23.00 от вокзала отходил один левый автобус на Ростов, всю ночь я простоял, но старушку удалось пристроить и посадить.Также ушли в прошлое и чуприны. Носить, их запрещали и лишь некоторые потомки казаков оставляли на голове, небольшой не стриженный клочок волос до 70х годов 20 века, как утверждают некоторые историки. Я же встретил такого дедка в 2004г. Он приехал ко мне на работу из какого- то села Черкасской области в командировку. Дедок был крепок, как дуб и мне запомнилась его необычная причёска.

P.SНаписал и подумал- Рано я наверное "Похоронил казацкую чуприну". Среди украинской молодёжи она набирает популярность. ukr_box2

mil-history.livejournal.com

Чуприна - причёска древнерусских князей, запорожских казаков. И не только.

Лет двадцать назад отдыхал я с женой на турбазе под г.Запорожье в сосновом лесу, на берегу тихого Днепра. Под конец отдыха заехали в музей "Казацкой славы" о.Хортица. Как оказалось там же и погиб от рук печенегов в марте 972 и Киевский князь Святослав. Здесь же в старом Днепре был найден предположительно его меч, франкского типа 10 века.

Княжий мечМеч

Длина до метра и малый вес [около 950 граммов] был смертоносным оружием ближнего боя. Отделка рукояти, переплетенной пайкой серебряных, медных и латунных пластинок, подчеркивала статус владельца. Его стоимость тогда составляла примерно стоимость сегодняшнего Мерседеса. Простые дружинники были вооружены попроще. Печенеги перекрыли путь ладьям топлёными брёвнами и обстреляв из луков убили князя с дружиной.

Святослав2Фрагмент картины

Тогда меня поразила картина, с изображением князя. На ней он выглядел, как запорожский казак. Я спросил гида и она подтвердила, что так выглядели киевские князья. Я заинтересовался, но прояснил эту тему только недавно.

Вот как описывает Святослава византиец Лев ДиаконПоказался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга: она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. (Лев Диакон. История. IX 11. М., 1988. С. 82.) Неизвестный персидский автор 9-го века н.э. в труде «Книга границ мира» описывает русов: «народ русов воинственен. Они воюют со всеми неверными и всегда выходят победителями, среди них есть группа из моровват (рыцарей). Они шьют шаровары приблизительно из 100 гязев ткани, которые надевают и вращают выше колена...они шьют шапки из шерсти с хвостом (шлыком)». Полное описание казака в шароварах и в шапке со шлыком.

Приход хорватов 7 век.Художник Целестин Медович "Путь хорватов" 1903. (Хорваты пересилились на Балканы в 7 веке)

Нужно сказать, что у древних славян не было однородной причёски, кто стриг волосы под горшок, кто чуб, кто носил подлинее.. Но очевидно что эта причёска (Чуприна) была воинской, так легче было ухаживать за волосами в походах и не быть похожим на раба, которым брили головы и усы. В Украине её могли носить только казаки побывавшие на Сечи и "понюхавшие пороху". Таких называли- чуприндёры. Молодые необстрелянные сечевики не имели право на неё. Чуприну носят на левую сторону, там где носят ордена и саблю, за левым ухом- это знак доблести, пояснял атаман Головатый, великому князю Константину. Чуприну часто путают с причёской "Под чуб". Так попутал и художник И.Репин со своими запорожцами, и с, его лёгкой руки Целестин Медович, оставив воинам, какие-то китайские косички, почти на макушках. Да ещё и на правое ухо. Ну может, его казаки были в возрасте и лысыватые

казаки

Вся голова брилась, над самим же лбом оставлялся пучок в 3 пальца шириной и длиной от 3-4 пальцев.

Чуприндёры2

Думаю история Сечи значительно древнее, чем считают историки с 14 века. В 1054г от единой христианской апостольской церкви откололась восточная. Серьёзные трения начались уже к празднованию тысячелетия Христа даже из-за слова "Миллениум"(тысячелетие), которое Патриарх Константинопольский отказался упоминать в молитвах, было много и других расхождений... А закончилось анафемой друг- друга. Одно из обвинений выдвигаемых латинянам восточной церковью было- Брадобритие у латинян: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: „да не бреете брад ваших“ (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что (лишь) женам благопристойно этот (вид) при творении устроил Бог, мужам же судил быть несообразным (сему виду)»;До этого, русичи, кто хотел- брился и стригся. Набожный князь Ярослав (Мудрый), скорее под давлением церковников, как явствует из содержания издал (Церковный устав)-Аще кто пострижеть голову или бороду, митрополиту 12 гривень, а князь казнить.До этого, если судить по более старинному канону, заимствованному от варяжских племен, Ярослав изображался на иконах с короткой стрижкой, гладко выбритый и с и с небольшим скосом волос, очень похожим на казацкую чуприну, что было представлено как символ величия и знатности. И несмотря на такой суровый закон казаки сохранили эту причёску на столетия.

Чуприндёры1

После разгрома Руси татарами, эти законы можно было не соблюдать.. Вскоре значительная часть русских княжеств вошла в состав нового независимого от монголо- татар государства- "Великое княжество Литовское, Руское, Жомойтское и иных" А потом в союзное государство- "Речь Посполита" (Республика Обьеденённая).И никто ни там, ни там не запрещал никаких стрижек или бритья. Стрижек было много, но основными считались причёски - Под Чуб и Под Макитру.

1. "Под Чуб" стриглась так: над лбом, на висках и на затылке волосы брились, и только на макушке оставлялся с ладонь пучок круглого и длинного волоса. Эти волосы расчёсывали на все стороны и подстригали кругом- выше надо лбом и ниже на затылке. Таким образом волосом закрывалась вся бритая голова и создавалось впечатление, что она вся покрыта волосами, но когда поднимался ветер то волосы поднимались и оголялся бритый череп, от этого лицо становилось диковатым и воинственным. Причёску "Под чуб" носили в основном помещики, городские и реестровые казаки, свободные казаки и крестьяне. "Под чуб по польски" подстригался повыше. Наверное и панских домовых холопов паны подстригали так-же для красоты и чубы трещали, когда разнимали, своих дерущихся панов. Отсюда и происхождение знаменитой пословицы.

2. "Под макитру" (под горшок) стриглись так- на голову одевался горшок и всё вокруг выстригалось или выбривалось, это была самая простая стрижка, которая не требовала специальных навыков.

В тоже время причёска "Под чуприну" оставалась уделом избранных. Под неё стриглись и литовские и польские и руские князья. В Молдавии в 1595— 1606 годах правил господарь Иєремия Могила, дядя знаменитого Петра Могили. Так его, его сыновья Александр и Константин, которые тоже позже стали молдавскими господарями, на старинных портретах тоже изображены с чупринами. Молдавия в старину была частью Киевской Руси ( Шипотская земля) и вся её правящая верхушка была руского происхождения, они даже сберегли название главы государства- Господарь (Хозяин. укр) и знаменитый казацкий гетман Иван Пидкова происходил из рода молдавских Господарей.Так же турки стригли своих грозных янычар, воспитываемых исключительно из христианских мальчиков.

ЯнычарыЯнычары на тренировке.

Запорожская Сечь была своеобразной рыцарской республикой на окраине Европы, со своим уставом и законами. Если посмотреть списки сечевых казаков, то помимо украинцев там не только много поляков, немцев и татар, но встречаются даже французы, шотландцы испанцы и итальянцы. Занимались они не только набегами на татарские и турецкие города, но и брали деньги ото всех кто просил защиты. Платил, им деньги и московский царь за защиту южных границ и Турки и татары и поляки.. Широко они были известны и в Западной Европе...Вместе с Дартаньяном и мушкетёрами освобождали от испанцев крепость Дюнкерк в 30 летнюю войну(1618-1648 гг.). В то время казаки считались чуть ли не самыми лучшими наемниками в Европе. В 1645 г. Б.Хмельницкий, Солтенко и Сирко через кардинала Мазарини договорились о ведении боевых действий на стороне Франции. В отряд вошло более 2 тысяч профессионалов, которым обещали заплатить по 12 талеров каждому казаку и по 120 – сотникам и полковникам...Прибыв под крепость, казацкий флот атаковал испанские корабли, взял на абордаж а потом высадившись на берег взял и крепость, которую так долго осаждали мушкетёры.Вместе с донскими казаками составляли костяк наёмного войска лже-Дмитрия. Честь освобождения от которого так широко празднуют в России....и.т.д

Казак

Позже различия в волосяном покрове послужили основой, для взаимных прозвищ россиян и украинцев. Пётр 1, был в ярости, топал на бояр и кричал. От бритья освобождал только очень большой выкуп. Раздражал его и внешний вид, его новых поданных. Немку Екатерину вторую тоже раздражали не только запорожские казаки, но и, их причёски, во времена париков, которые она прозвала "Селёдками", по укр. Оселедець. Военное значение запорожских казаков было утрачено после взятия Крыма. Часть казачества было уничтожено, часть разогнана.. Правда было организовано "Черноморское казачество" но после взятия ими Очакова, Хаджибея и Измаила оно также было распущено и 14 тысяч казаков переселена на хорошие, но опасные земли на Кубани. Около 5 тысяч основало Задунайскую Сечь под протекторатом турецкого султана.

Я был в Румынии в украинских сёлах на Дунае весной 1991г и приятно удивился - они ничем не отличались от типичных украинских, а местная светловолосая ребятня, в отличие от румынской не бегала и попрошайничала вокруг автобуса с туристами. Нам с женой, ещё дома посоветовали набрать конфет леденцов- дюшес по 17 коп за кг, для раздачи детям и они подбежали к нам гурьбой только когда мы, их позвали и стали раздавать запаянные в целлофан пакетики по 10-12 конфет. В их речи не было никакого акцента.Осенью 1991г я не мог выбраться из Омска и взял билет поближе куда были к дому- В Минеральных Водах вообще билетов не было никуда, даже на поездах в любом вагоне и направлении на неделю. Возле касс на Ж.Д. в 22.00 царило столпотворение. Вы с Украины- спросила меня старушка лет 70 на чистом украинском языке. Помогите мне выбраться отсюда. А вы с Украины?- спросил я. Да нет, я кубанская ответила она мне. Я был удивлён, тогда история была затемнена и широко не афишировались эти переселения. В 23.00 от вокзала отходил один левый автобус на Ростов, всю ночь я простоял, но старушку удалось пристроить и посадить.Также ушли в прошлое и чуприны. Носить, их запрещали и лишь некоторые потомки казаков оставляли на голове, небольшой не стриженный клочок волос до 70х годов 20 века, как утверждают некоторые историки. Я же встретил такого дедка в 2004г. Он приехал ко мне на работу из какого- то села Черкасской области в командировку. Дедок был крепок, как дуб и мне запомнилась его необычная причёска.

P.SНаписал и подумал- Рано я наверное "Похоронил казацкую чуприну". Среди украинской молодёжи она набирает популярность. ukr_box2

skurlatov.livejournal.com


Смотрите также